Среда, 08.01.2025, 19:12
Приветствую Вас, Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
История ДХ
GrafaДата: Четверг, 19.05.2011, 11:48 | Сообщение # 1
Студент
Группа: Администраторы
Сообщений: 70
Репутация: 3
Статус: Offline
Идея «Дня химика» зародилась в середине 1960-х годов как альтернатива формальным мероприятиям, которые тогда существовали в студенческой жизни (Ленинский урок, Ленинский зачет). Инициатива создания первого «Дня химика» принадлежала студентам четвертого курса 1965/1966 учебного года — В. Ширяеву, В. Лунину, С. Киселеву, П. Лазареву и др. Они предложили посвящать праздники элементам в таблице Менделеева — первый праздник был, таким образом, Днем Водорода. Было решено не ограничиваться аудиториями или сценой зала, а перенести представление на «главные ступеньки химического факультета» (нечто подобное раньше было на физфаке). Декан химического факультета И.Ф. Луценко дал согласие на проведение Дня Водорода, фактически взяв на себя всю ответственность за «непредсказуемую студенческую фантазию». Естественно, что для подготовки праздника нужны были средства (на костюмы, ткани, бумагу, краски и пр.), и эти средства были найдены, благодаря личным пожертвованиям профессоров и доцентов химфака. В подготовке «Дня химика» участвовал весь четвертый курс. Одни репетировали представление на ступеньках факультета, другие готовили фейерверк и факельное шествие, разрисовывали фанерную ширму, предназначавшуюся для отгораживания «сцены на ступеньках», занимались изготовлением таблицы Менделеева. Таблицу сделали огромных размеров — на фасаде химического факультета она закрывала по два окна на двух этажах. Символы элементов пришивали на белые марлевые полотнища в холле БХА, а монтаж таблицы (сшивку фрагментов между собой) осуществляли на внутреннем дворе химического факультета. Для изготовления таблицы понадобилась не одна неделя, но когда в день праздника ее вывесили на фасад здания химфака, она произвела неизгладимое впечатление. Всем стало ясно, что состоится нечто интересное и необычное. Праздник действительно получился грандиозным. Декан химфака Иван Фомич Луценко произнес поздравительную речь, положив начало традиции выступления декана на Дне химика, которая продолжается до сих пор. Затем было костюмированное представление на ступеньках с песнями, танцами и выбрасыванием куклы из окна химфака. Играла «живая музыка», во второй половине дня на ступеньках факультета были устроены танцы, а затем начался фейерверк. На крышу химфака полетели огненные шары, и всерьез взволнованный декан И.Ф. Луценко грозил повальным отчислением всем организаторам праздника в случае пожара. В результате студентам пришлось бегать по крыше родного факультета, собирая остатки пиротехники. (Заметим, что на второй День химика — День Гелия — самодельного фейерверка уже не было, а для этой цели вызывали команду специалистов из «подшефной» Таманской дивизии).
Факельные шествия
Вечером праздника Водорода состоялось факельное шествие вокруг университета, в котором участвовало несколько сотен студентов. Свет изрядно коптящих самодельных факелов на фоне ночного неба вызывал восторг у участников шествия. Это мероприятие было единственным факельным шествием такого масштаба, и ознаменовалось появлением главного комиссара пожарной охраны города Москвы. Во время первых праздников на улицу выносились скамейки, и весь ученый Совет в обязательном порядке смотрел представление. Хотя основная организация по–прежнему ложилась на плечи четверокурсников, в течение многих лет в представлениях участвовали сотрудники кафедр, студенты других курсов, аспиранты, гости из других вузов и даже дети сотрудников и школьники из специализированного химического класса 171–й школы. В День химика стали проводить футбольные матчи и другие спортивные мероприятия, например, забег на приз газеты «Советский химик» (его победителю главный редактор газеты Л.Н. Комиссарова вручала торт). Во время праздника, который проходил не только на улице, но и в холле БХА и в аудиториях, устраивали конкурсы, лотереи, «тараканьи бега», аукционы, викторины, а также клуб интересных встреч (КИВ). Отметим, что КИВ на факультете иногда бывал и раньше (в начале 1960-х годов выступали В. Высоцкий, Е. Евтушенко и многие другие), а затем его стали устраивать и в «День химика» (выступал, например, А. Ширвиндт). Из огромного множества «праздничных» идей приведем лишь несколько интересных примеров разных лет. В один из первых Дней химика на лотерейных билетах была нарисована таблица Менделеева, в которой нужно было отметить 6 элементов (по аналогии с существовавшим тогда «спортлото 6 из 36»). Номера выигравших элементов определялись в барабане, а выиграть можно было, например, перегонную установку на шлифах, набор под названием «Мечта третьекурсника» — пробирки с веществами, синтезированными на практикуме по органической химии, и др. В холле БХА устраивали фотографирование с «химическими знаменитостями»; желающие могли получить сувенир с автографом, например, Зелинского, которого изображал студент в соответствующем одеянии. В один из Дней химика сделали специальные «деньги» с портретами руководства факультета, и только за эти деньги можно было купить праздничные сувениры (работали пункты «обмена валюты»). Из более новых идей отметим розыгрыш привязанной к воздушному шару бесплатной подписки на журнал «Химия и жизнь», которую удалось поймать кому–то из собравшихся. Одна из самых последних праздничных традиций — объявление деканатом конкурса на лучшую научную работу, посвященную «элементу–имениннику» и вручение премии за предыдущий конкурс.
Символика
Предметы с праздничной символикой появились уже в конце 1960-х годов — это были сделанные на заказ шоколадные медальки, посвященные «чествуемому» элементу. Значки появились позже (в начале 1970-х), многие из них (Ca, Co, Cu, Fe, Ni, Sc, Ti) изображались в виде различных животных, но некоторые имели явный «химический уклон». Например, значок аргона сделали в виде «заполненной этим газом» лампочки, а значок фосфора – в виде реторты с пятью Олимпийскими кольцами внутри (в этот год в Москве проводилась Олимпиада). Значки с символами некоторых первых элементов (Н, Li) выпустили только в 1980–х–90–х годах. Отметим, что, помимо основных, выпускали и специальные значки для оргкомитета праздника. Например, в День Никеля значок оргкомитета представлял собой изображение российского флага с надписью Ni—Ni. Другим атрибутом праздника были пакеты, которые также делали на заказ по эскизам. Много эскизов для пакетов рисовала выпускница факультета Т. Осипова, которая несколько лет организовывала также оформление стен факультета ко Дню химика. На лестничных маршах развешивали забавные плакаты и картинки, красочно оформленный большой плакат–программа встречал гостей в вестибюле факультета. В последние годы ко Дню химика стали выпускать футболки с праздничной символикой, а фасад здания факультета украшает не только таблица (дважды обновленная — в начале и в конце 1990-х годов), но и эмблемы компаний–спонсоров «Дня химика» (в этих компаниях работает много выпускников химфака). Несмотря на разнообразие развлекательных идей и атрибутики, основным стержнем праздника всегда было представление на ступеньках. Оно проходило в любую погоду, и, как правило, погода благоприятствовала химикам. Лишь в 1980 году (День Фосфора) представление было перенесено в БХА, поскольку из–за Олимпиады все «уличные» мероприятия были запрещены. Выступление на ступеньках иногда сопровождалось традиционными «химическими штучками» – взрывами, поджиганием паров эфира и др. День Гелия запомнился запуском невероятных размеров шара, наполненного гелием, а в День Неона, когда «год агрессивности сменился годом благородства, ... был произведен вброс неона в атмосферу».
Сценарии
Сценарий представления на ступеньках был, как правило, незатейливым. Отдельные номера обычно объединялись какой–то общей идеей — часто поиском «пропавшего» или «похищенного» элемента. Характерным было подшучивание студентов над лекторами и администрацией химического факультета. До начала 1990-х годов, однако, имелось некое подобие цензуры — сценарий показывали различным комсомольским и партийным структурам (парткому), и слишком резкая критика в чей–то адрес исключалась из сценария. Некоторые сценические находки прошлых лет получили свое развитие в последующие годы, что иллюстрируют, например, тексты из газеты «Советский химик» о Дне Неона (1975) и Дне Брома (2000). «Представление на ступенях началось с юбилейного парада элементов. “Командовать парадом буду я!» — воскликнул молодой кентавр с 4-го курса, но предоставил слово декану факультета И.В. Березину... Нынешний День Химика собрал рекордное число зрителей, и впервые за последние годы декан нашего факультета просмотрел всю программу целиком (вполне вероятно, что он просто не смог выбраться из толпы)... На традиционном параде мод были продемонстрированы последние модели неонового сезона. Особое место в представленных моделях занимали очаровательные декольте химического происхождения, которые придавали ансамблю особую легкость и изящество. К тому же изготовление модельной одежды не требует сложной аппаратуры. Достаточно только зайти в любой практикум и сесть на любую табуретку. Вы сразу почувствуете легкость и будете выглядеть очень изящно. По многочисленным просьбам и заявкам химиков был повторен полихимический музыкальный фильм «Пять мгновений судьбы»... В передаче «Их нравы» ... с присущей химикам откровенностью наши западные коллеги вскрывали все недостатки капиталистической химии. «Кабачок 13 стульев» ... и приключенческий фильм «Растворитель Маккены» долго еще будут тревожить нежные сны химиков». «Начинается хит–парад элементов, причем на 10–м месте стоит бром, занимающий в полном варианте таблицы 35–е место... Декан химфака Валерий Васильевич Лунин... сказал за традиционным бокалом шампанского, что этот день единственный в своем роде не только потому, что это День Брома, но и потому, что в этот день идет снег... После этого топ–модели демонстрируют весеннее–летнюю коллекцию «безопасный прак», куда входят: одежда светлых тонов с замысловатой ручной росписью (химический халат); обувь с силикатно—бетонной подошвой; очки из прозрачного поляроидного пластика с незапотевающей и светочувствительной поверхностью; перчатки из пенополикерамики; шляпка, оберегающая от конденсата кислот и щелочей; аромат от HUGOFOSS; пугач аналитический, отпугивающий любопытных лаборантов–гуманоидов. На первом этаже главный герой наблюдает за рекламой ватно–марлевых повязок, противогазов и прочих защитных средств... В сцене на пятом этаже ...студенту снится воистину страшный сон, где он сдает экзамен, ход которого чем–то напоминает телеигру «О, счастливчик!». Представления на ступеньках неизменно собирают множество зрителей. Эти зрители — «бывшие и настоящие» студенты и сотрудники химфака, которые каждый год приходят (или приезжают из других городов и стран) на «свой праздник», влекомые непреодолимой тягой к родному факультету. День химика, который проходит обычно во вторую субботу мая, стал не просто праздником, посвященным очередному элементу таблицы, он стал днем встреч выпускников химфака. А таблица Менделеева на фасаде факультета стала своеобразным календарем этих встреч. И этот календарь показывает, что элементов для праздников химикам хватит еще на много лет.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: