1833-1896
Страна: Швеция
После оглашения завещания в зале воцарилась напряженная тишина. Родственники великого изобретателя, одного из самых богатых людей на планете, тщетно пытались сохранить самообладание. Молчание нарушил невысокий господин в черном сюртуке (сводный брат усопшего), который воскликнул: "Это неслыханно!" и порывисто вышел вон. За ним потянулись остальные. Когда зал опустел, нотариус достал листок и вновь внимательно перечитал текст, прикидывая в уме, на основании чего наследники могли бы оспорить завещание, - а в том, что именно так они и поступят, видавший виды юрист не сомневался.
Так начиналась история всемирно известной сегодня Нобелевской премии. Но давайте забудем на время о скандальном завещании и перенесемся с вами на шесть десятилетий назад, чтобы получше разобраться в том, кто же такой Альфред Нобель.
Отец.
Альфред Нобель родился 21 октября 1833 года в городе Стокгольме. Его отец Иммануэль Нобель, архитектор, строитель и изобретатель к тому времени уже владел первым в Швеции заводом по производству каучука. Обладая налаженным бизнесом и крепкими связями Иммануэль Нобель имел репутацию надежного и успешного предпринимателя. Но все это безвозвратно пропало, когда от случайной искры загорелся двухэтажный особняк Нобелей на тихой стокгольмской улице. В огне погибли деньги, облигации, бесчисленные патенты. Эммануил Нобель с женой и тремя сыновьями остался на улице.
Дело всей жизни Эммануэля Нобеля превратилось в прах в самом буквальном смысле. Впереди замаячила угроза долговой ямы, и Нобель принял решение: попытать счастья в России. Жену с детьми он оставил в Стокгольме, пообещав вызвать к себе, как только наладятся дела. На те скудные средства, которые удалось занять у друзей и родственников, Анриетта открыла маленькую зеленную лавку, и, чтобы хоть как-то свести концы с концами, два старших сына, Людвиг и Рудольф, торговали на углу спичками, словно герои сказок Андерсена. Альфреду к тому времени едва исполнился год
Убегая из Стокгольма от разъяренных кредиторов Эммануил с ужасом представлял, что ждет его в далекой заснеженной стране. Однако уже через несколько лет он полностью рассчитался со всеми кредиторами, приобрел особняк в центре Петербурга и вызвал к себе семью. России пригодилось все: и разработанная им система водяного отопления, и опыт в станкостроении, и главное его изобретение - "заряд пороха, помещенный в металлический корпус", или попросту мина. Он наладил выпуск шпал, ружей и кораблей с паровым двигателем - Нобеля даже наградили специальной Императорской золотой медалью за "старания и дух взаимопомощи".
Молодость.
Иммануил Нобель сделал все возможное, чтобы его дети получили хорошее образование. Своим сыновьям он нанимал самых лучших преподавателей в Петербурге. К семнадцати годам Альфред мог свободно говорить на пяти языках: шведском, русском, английском, французском и немецком.При этом юноша проявлял выдающиеся технические способности. С большим увлечением он занимался химией и физикой. Однако кроме своих технических способностей Альфред стал проявлять склонность к поэзии. И когда он всерьез заявил, что хочет стать писателем, то встретил стойкое противодействие со стороны отца. В планах Иммануила Нобеля не было места сыну-литератору: он хотел видеть Альфреда изобретателем и технологом. Длительное зарубежное путешествие – вот то искушение, против которого не устоял Альфред. По условиям, выставленным отцом, он мог отправиться в дальние страны, лишь дав обещание забыть о карьере писателя.
В 1849 Альфред отправляется в двухлетнее путешествие по Европе и Америке. Большую часть времени он проводит в Париже, где изучает химию в лаборатории Т.Пелуза. Здесь юноша впервые узнает о нитроглицерине и способе его получения.
Альфред вспоминает, что еще в Петербурге отец делился с ним своими замыслами: "Заменитель пороха - вот идея, которая может принести миллионы. Порох дорог, неудобен, легко намокает. Тот, кто придумает, чем его заменить, прославит себя на века."
Опыты с нитроглицерином.
В 1853 Альфред возвращается в Россию и работает в принадлежавшей его отцу компании «Нобель и сыновья». Но вскоре разражается финансовый кризис. Оставив братьев в Петербурге спасать хоть малую часть вложенного капитала, Альфред с отцом возвращается на родину и с головой уходит в химические исследования. Успех не заставляет себя долго ждать: вскоре Альфред получает сразу три патента на свои изобретения. Это событие вдохновляет его на новые идеи. Нобель едет в Париж для поисков источника финансирования,получает там заем в 100 тысяч франков и снова с головой уходит в работу.
Единственным взрывчатым веществом, применявшимся тогда как для стрельбы, так и для любых взрывных работ, независимо от назначения, был черный порох. В то же время было известно, что нитроглицерин является куда более мощной взрывчаткой. Однако практическое применение его было чрезвычайно неудобным из-за того, что он представляет собой жидкость, довольно летучую, и крайне опасную вследствие его свойства взрываться от малейшего толчка или удара. Никому еще в то время не удалось найти способ его укрощения. Детонация оставалась неуправляемой.
Ознакомившись с опытами русских химиков Н.Зинина и В.Петрушевского, Альфред изобретает практичный детонатор, который позволяет использовать порох для взрыва нитроглицерина. Эта новинка стала стимулирующим звеном в становлении репутации молодого ученого. О новом "нитроглицерине Нобеля" действительно заговорил весь свет. Фабрики по его производству открывались повсюду: Альфред стремился как можно быстрее завоевать мировой рынок. Он проводил рекламные кампании в прессе и подкупал нужных чиновников, умалчивая, однако, при этом, что технология производства нитроглицерина им еще не до конца разработана, а про его свойства вообще мало что известно. О технике безопасности и говорить не приходилось: нитроглицерин, способный разнести целую скалу, перевозили в обычных стеклянных бутылках или железных бидонах...
Результаты не заставили себя ждать. 3 сентября 1864 года Стокгольм потряс мощный взрыв. Сто килограммов нитроглицерина, дожидавшиеся отправки на новой фабрике братьев Нобель, превратили здание в руины и погребли под обломками всех рабочих. Шведские газеты в ужасе писали: "Там не было трупов, только груда мяса и костей". Альфред отделался легкими ранами на лице, но самое страшное известие ожидало его впереди: во время катастрофы вместе с рабочими погиб его младший брат Эмиль, приехавший на каникулы к родным. Когда отцу сообщили о случившемся, он несколько минут отрешенно молчал, затем дернул головой, словно собираясь что-то сказать, и неловко завалился в кресло: старика разбил паралич.
Впоследствии происходит еще несколько несчастных случаев - и производство нитроглицерина запрещают в большинстве стран.
Изобретение динамита.
Чтобы избежать банкротства, Нобель предпринял интенсивные поиски способов, позволяющих уменьшить взрывоопасность нитроглицерина. Неожиданно ему приходит в голову счастливая мысль: пропитать нитроглицерином пористый природный абсорбирующий материал - кизельгур ("инфузорную землю").
Впитавшийся в мельчайшие поры инертного материала нитроглицерин перестал быть опасным. Самопроизвольные взрывы прекратились. К тому же, этой смеси можно было прессованием придавать любую форму. Например, отформованные из нее палочки можно было вставлять в заранее высверленные отверстия. Эта находка Нобеля и получила название динамита (от гречекого слова "динамис" - сила).
Новое взрывчатое вещество позволило осуществить грандиозные проекты: прокладку Альпийского туннеля и Коринфского канала, удаление подводных скал в Ист-Ривер (Нью-йорк), расчистка русла Дуная... Динамит стал применяться и на бакинских промыслах, где хозяйничали "русские Рокфеллеры" - Альфред и его старший брат.
После франко-прусской войны 1870–1971 многие химики начали исследования по созданию бездымного пороха. В эту работу включился и Нобель. В 1875, растворив нитроцеллюлозу в нитроглицерине, он получил легковзрывающуюся желатинообразную массу, а в 1887, введя в нее определенные добавки, получил «баллистит», бездымный порох.
Продукция динамитных заводов Нобеля быстро завоевывала международный рынок и приносила огромные доходы. В последнее десятилетие жизни Нобель был владельцем 93 заводов, обладателем 350 (!) патентов на изобретения, его предприятия превратились в мировую сеть корпораций и синдикатов.
Клубок противоречий.
В слывшем угрюмым, нелюдимым Нобеле сочетались полярные черты характера: удачливость бизнесмена и поражающая социальная беспомощность, страсть к наживе и безразличие к наградам, миролюбие и воинственность, меланхолия и страсть.
На настойчивые просьбы издателей написать свою биографию Альфред Нобель отвечает со свойственным ему сарказмом и циничностью: "Сэр, не надо меня мучить. Это удел знаменитых убийц и актеров. А у меня не хватает времени на работу... А, впрочем, можете публиковать. Вот моя биография: "Нобель - бедное полуживое существо. Достоинство: держит ногти в чистоте и никому не бывает в тягость. Недостатки: отсутствие семьи, великое терпение, слабое здоровье, но хороший аппетит. Единственное желание: не быть погребенным заживо. Величайший грех: отсутствие любви к богатству... Разве этого недостаточно для смертного?"
Последний аккорд
Вряд ли можно назвать последний этап жизни Нобеля безоблачным. Скончался старший брат Людвиг. Через год ушла в мир иной его последняя опора - мать. Семьи у Альберта по прежнему не было, а с любовными историями все также не везло. Вдобавок его самого начинают мучить боли в сердце.
10 декабря 1896 года в Сан-Ремо у Альфреда Нобеля случился инсульт, и все кончилось очень быстро. Произошло именно то, чего он больше всего страшился. Он умер один, без друзей, в окружении "казенных людей”.
Незадолго до смерти Альберт думал о том, что делать со своим богатством. Передать родственникам?.. Нет, растранжирят. И он решил почти все состояние отдать ученым, литераторам, борцам за мир! Пусть весь мир знает: Альфред Нобель искупил свои грехи перед человечеством.